Методологический комментарий: пересмотр методологии расчета динамики недельных потребительских расходов
СберИндекс принял решение скорректировать методику оценки недельных потребительских расходов. В основном пересмотр связан с регулярным перемещением универсальных и оптовых онлайн магазинов и маркетплейсов по различным категориям трат, которое происходит, в том числе с целью оптимизации расходов на эквайринг. Например, такие перемещения могли осуществляться из-за временной установки Банком России (с 18 апреля по 31 августа 2022 года) максимальной ставки на эквайринг для компаний, продающих социально значимые товары.
Регулярное изменение категорий, а также общий рост объемов торговли через универсальные и оптовые онлайн магазины и маркетплейсы, могли создавать искаженное представление о динамике отдельных категорий потребительских трат. По этой причине было принято решение об объединении всех потребительских расходов, совершенных в маркетплейсах, универсальных и оптовых онлайн магазинах, в отдельную категорию «Универсальные магазины и маркетплейсы» и полном исключении этих точек из других категорий трат.
Дополнительное методологическое изменение включает корректировку на новые способы оплаты по неэквайринговой технологии. Их доля в общем обороте в 2022 году сильно выросла (с 1,8% в январе до 4,3% в августе).
СберИндекс пересмотрел оценки изменений недельных потребительских расходов по новой методологии с начала 2020 года.
- Потребители
- Потребительские расходы