ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Все исследования
21 декабря 2022

Оперативная оценка динамики потребительских расходов 12 - 18 декабря 2022

Прирост расходов на товары и услуги в России за период 12 – 18 декабря 2022 г. составил 4,1% г/г против роста на +4,9% г/г неделей ранее.

Темпы роста потребительских расходов замедляются третью неделю подряд (+7,3% г/г за 21 – 27 ноября, +6,1% г/г за 28 ноября – 4 декабря, +4,9% за 5 – 11 декабря).

Похоже, что в этом году могла поменяться сезонность типично высоких предновогодних расходов: пик расходов сместился с самого конца декабря на конец ноября – первую неделю декабря. Как мы писали до этого, в середине ноября, сразу после начала распродаж, население сильно нарастило свои траты (см. «Оперативная оценка динамики потребительских расходов с 21 по 27 ноября»). В основном тогда выросли непродовольственные расходы. С середины декабря они снизились.

Траты на непродовольственные товары продолжают снижаться (-2,2% г/г). По сравнению с предыдущей неделей (также -2,2% г/г за 5 – 11 декабря) они практически не изменились, однако это снижение больше, чем наблюдалось в ноябре (-0,2% г/г). Наиболее сильно оно прослеживается в категориях, связанных с офлайн торговлей. Например, траты в «Одежде, обуви и аксессуарах» снижаются на 24,0% г/г (в ноябре -3,3% г/г). Онлайн торговля, напротив, продолжает быстро расти: расходы в «Универсальных магазинах и маркетплейсах» на прошлой неделе увеличились на 32,4% г/г (+27,4% г/г в ноябре).

Замедление темпов роста расходов на услуги на прошлой неделе сохранилось. За 12 – 18 декабря они выросли на 8,6% г/г (против +9,3% г/г на предыдущей неделе и +12,0% г/г за ноябрь). В основном это происходит из-за более низких трат на услуги, связанные с туризмом. Это является следствием снижения эффекта низкой базы, который был из-за роста количества случаев заболеваний COVID-19 год назад. Например, расходы в категории «Авиабилеты» в ноябре выросли на 28,9% г/г, а на неделе с 12 по 18 декабря всего на 5,4% г/г.

12 – 18 декабря по сравнению с неделей до этого достаточно сильно замедлились расходы на продовольственные товары, но это, в целом, это снижение находится в пределах типичной недельной волатильности. За 12 – 18 декабря они выросли на +7,3% г/г (против +8,6% г/г за 5 – 11 декабря). 

При публикации материалов ссылка на СберИндекс (www.sberindex.ru) обязательна.

  • Потребители
  • Распродажи
  • Потребительские расходы