ПАО Сбербанк использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Сбербанк серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с условиями и принципами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Все исследования
30 ноября 2022

Оперативная оценка динамики потребительских расходов 21 - 27 ноября 2022

Прирост расходов на товары и услуги в России за период 21 – 27 ноября 2022 г. составил +7,3% г/г против роста на +7,5% г/г неделей ранее.

Третью неделю подряд потребительская активность остается на относительно высоком уровне благодаря распродажам: в октябре потребительские расходы выросли на 4,9% г/г, а последние три недели они растут на 6-8% г/г. В основном, ускорение происходит в непродовольственной рознице, на которую приходится больше всего различных акций (+1,3% г/г за 21 - 27 ноября 2022 г. против -3,0% г/г в октябре 2022 г.).

Дополнительные траты населения на ноябрьских распродажах  («11.11» и «Черная пятница») оказались на 18% выше прошлогоднего уровня и составили 198 млрд руб. То есть, несмотря на сохраняющуюся высокую инфляцию (около +12% г/г в ноябре), в реальном выражении расходы на распродажах выросли. Однако в 2021 году они выросли еще сильнее: на +25% со 134 млрд руб. в 2020 г. до 168 млрд руб. в 2021 г. (при инфляции в +8,4% г/г в ноябре 2021 г.). Замедление темпов роста трат в  номинальном выражении заметно практически по всем категориям расходов. Например, в 2022 году расходы в «Универсальных магазинах» относительно средней недели октября выросли на +22%, а в 2021 году на +30%.

Основная часть дополнительных расходов пришлась не на «Черную пятницу», а на начало периода ноябрьских распродаж. Доля трат, совершенных непосредственно на неделе, когда проходила «Черная пятница», снижается из года в год и сейчас составила 35,7% (год назад она была 36,8%). В денежном эквиваленте дополнительные расходы за прошедшую неделю составили 71 млрд руб. Снижение доли трат в «Черную пятницу» частично связано с тем, что в этом году многие компании объединяли распродажи «11.11» и «Черную пятницу». Также это может быть следствием того, что многие потребители не стали дожидаться окончания скидок, учитывая сохраняющийся дефицит некоторых товаров.

Расходы на услуги продолжают находится на повышенном уровне относительно прошлого месяца (+13,9% г/г против +9,3% г/г в октябре 2022 г.). Как и на прошлой неделе, в основном, это происходит из-за повышенного спроса на услуги, связанные с туризмом (см. «Оперативная оценка потребительских расходов 14-20 ноября 2022»). Например, траты на «Турагентства» за 21-27 ноября выросли на 64,4% г/г (против +32,4% г/г в октябре), а расходы на «Авиабилеты» на 27,1% г/г (+6,9% г/г). Это является следствием низкой базы из-за роста числа случаев заболевания COVID-19 в ноябре прошлого года, а также школьными каникулами.

Динамика трат на продовольствие остается стабильной. За последнюю неделю расходы на продовольствие выросли на 8,6% г/г (+9,8% г/г в октябре). 

При публикации материалов ссылка на СберИндекс (www.sberindex.ru) обязательна.

  • Потребители
  • Распродажи
  • Потребительские расходы